• Текст документа
  • Статус
Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2019 года N 105-п


О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года



В соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», на основании постановления Правительства Новосибирской области от 22.12.2015 N 454-п «Об утверждении Порядка разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области», постановления Законодательного Собрания Новосибирской области от 21.12.2018 N 209 «О проекте Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», в целях обеспечения стратегических приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Заместителям Губернатора Новосибирской области, заместителям Председателя Правительства Новосибирской области, руководителям областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, структурных подразделений администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области обеспечить реализацию приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области, достижение стратегических целей и целевых показателей Стратегии по курируемым направлениям деятельности.

3. Министерству экономического развития Новосибирской области (Молчанова О.В.) совместно с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области:
1) обеспечить в срок до 01.09.2019 разработку плана мероприятий по реализации Стратегии;
2) обеспечить мониторинг достижения стратегических целей и целевых показателей, отраженных в Стратегии;
3) продолжить практику общественных обсуждений документов стратегического планирования Новосибирской области, а также информировать население Новосибирской области о результатах реализации Стратегии в средствах массовой информации.

4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Новосибирской области при разработке документов стратегического планирования муниципальных районов, городских округов и поселений руководствоваться Стратегией, при необходимости вносить уточнения и корректировки в ранее принятые документы стратегического планирования муниципальных образований Новосибирской области.

5. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.


Губернатор области
А.А. Травников


СТРАТЕГИЯ социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Новосибирской области
от 19.03.2019 N 105-п




В 2014 году в Российской Федерации был изменен подход к системе стратегического планирования, принят Федеральный закон от 28.06.2014 N 172_ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон N 172-ФЗ). В 2015 году в Новосибирской области была проведена масштабная работа по формированию системы документов планирования социально-экономического развития региона в соответствии с Законом N 172-ФЗ. Ключевой элемент проведенной работы - это принятие Закона Новосибирской области от 18.12.2015 N 24-ОЗ «О планировании социально-экономического развития Новосибирской области», который определяет комплексную систему документов планирования социально-экономического развития Новосибирской области, охватывающую все уровни планирования - и стратегическое, и краткосрочное. Принятые законы определили требования к содержанию стратегии социально-экономического развития Новосибирской области.
В период 2014-2016 годов экономика России столкнулась с серьезными вызовами, как внешнего, так и внутреннего характера, что негативно отразилось на социально-экономическом развитии Новосибирской области. Приняты ряд правовых актов Российской Федерации (далее - РФ) и правовых актов Новосибирской области, которые регламентируют действия органов государственной власти Новосибирской области в новых изменившихся политических и экономических условиях. Эти факторы послужили основанием для определения новых приоритетов, постановки целей, задач и направлений развития Новосибирской области. В совокупности все вышеперечисленное обусловило необходимость разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года (далее - стратегия).
Правовую основу разработки стратегии составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Устав Новосибирской области, законы Новосибирской области, постановления и распоряжения Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области и иные правовые акты РФ и Новосибирской области (перечень правовых актов приведен в приложении N 1 к настоящей стратегии).

1. Общие положения

1. Общие положения(1)

_________________________
(1) статистические данные приведены по состоянию на 31.12.2018.


1.1. Новосибирская область на современном этапе развития

1.1.1. Диагностика социально-экономического развития
Новосибирской области

Новосибирская область расположена в географическом центре России. Территория области площадью 178 тыс. кв. км простирается более чем на 600 км с запада на восток и на 400 км с юга на север. Область граничит на севере с Томской областью, на юго-западе - с Республикой Казахстан, на западе - с Омской областью, на юге - с Алтайским краем, на востоке - с Кемеровской областью. Административный центр - город Новосибирск, расположен на берегах Оби, рядом с Новосибирским водохранилищем (в 3191 км к востоку от Москвы). На 1 января 2018 года население Новосибирской области составляет 2 788,8 тыс. человек (1,9% населения РФ), из которых 58% (1612,8 тыс. человек) проживает в городе Новосибирске - административном центре.
С 2008 года в регионе действует и реализуется стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474 «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года» (далее - Стратегия 2025).
Мониторинг реализации действующей Стратегии 2025, проведенный по итогам 2017 года (анализ промежуточных результатов реализации Стратегии 2025 за 2007-2017 годы приведены в приложении N 2 к настоящей стратегии), позволил сделать следующие выводы. Досрочно выполнены демографические показатели развития региона. Стратегией 2025 прогноз численности населения по базовому (мобилизационному) сценарию развития области к 2025 году определялся до 2784 тыс. человек. За прошедшие десять лет население Новосибирской области выросло на 146,1 тыс. человек и в 2018 году достигло исторического максимума. Положительные экономические и социальные тенденции, реализация программ по стимулированию рождаемости и государственная поддержка семей с детьми, модернизация системы здравоохранения на протяжении пяти лет обеспечили устойчивую динамику естественного прироста населения. С 2012 года в регионе отмечен естественный прирост населения, который значительно выше, чем в большинстве других регионов страны, и эта тенденция сохранялась до 2016 года (0,8 на каждую 1000 человек населения). В 2017 году в области вновь зафиксирована естественная убыль населения (-0,5 на 1000 человек населения) на фоне резкого (на 10%) сокращения рождаемости (12,4 на 1000 человек населения против 13,8 годом ранее). Приток населения за счет миграции, начиная с 2012 года, также сокращается.
Численность населения Новосибирской области по состоянию на 1 января 2018 года составила 2788,8 тыс. человек, что на 141,6 тыс. человек больше по сравнению с численностью на 1 января 2007 года. По численности населения Новосибирская область занимает 2 место в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) после Красноярского края и 16 место в РФ, доля населения Новосибирской области составила 14,4% от численности населения по СФО и 1,9% от численности населения по РФ.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни увеличилась с 2007 по 2017 год на 4 года и составила в 2017 году 71,57 лет, что все же остается ниже среднероссийского уровня.
Экономика Новосибирской области является достаточно диверсифицированной, в ней представлены все виды экономической деятельности. В 2016 году объем валового регионального продукта Новосибирской области (далее - ВРП) составил 1084,6 млрд. рублей, что соответствует 15 месту в общероссийском рейтинге субъектов РФ, в СФО лучший результат имеет только Красноярский край (8 место).
За период с 2007 года по 2016 год доля Новосибирской области в суммарном объеме ВРП РФ увеличилась с 1,31% до 1,6%, ее вклад в экономику СФО возрос за этот период с 12,2% до 15,2%.
Среднедушевой объем ВРП в Новосибирской области отстает от среднероссийского уровня, между тем в 2011-2016 годах наметилась отчетливая тенденция к улучшению соотношения между этими показателями, улучшилось в эти годы и соотношение между среднедушевыми показателями по области и СФО. При этом следует отметить, что за период 2006-2016 годов рост среднедушевого ВРП составил 4,4 раза, при целевых установках Стратегии 2025 за период 2006-2025 годов в 4,7 раза.
Несмотря на существенное снижение физического объема ВРП Новосибирской области в 2009, 2015 годах, за период 2007-2016 годов экономика Новосибирской области развивалась в целом более быстрыми темпами, чем в среднем в РФ. Прирост ВРП за этот период составил 29,5%, при увеличении суммарного объема ВРП РФ на 24,2%, ВРП СФО - на 24,6%.
Формирование ВРП Новосибирской области осуществляется, главным образом, за счет видов деятельности, ориентированных на оказание услуг. Удельный вес этих видов деятельности в структуре ВРП области увеличивается, в 2016 году он составлял более 73% объема ВРП, в 2007 году - 67%. Для сравнения средние показатели по РФ и СФО в 2016 году сложились в размере 56,2% и 48,5% соответственно. Преобладание в структуре ВРП области видов деятельности, связанных с оказанием услуг, оказывает влияние на его динамику в части более глубокого снижения в кризисных ситуациях и более высоких темпов роста во время появления позитивных сдвигов в экономике. Структура экономики Новосибирской области близка к структуре экономики развитых стран, для которых характерно наличие высокой доли услуг (таких видов деятельности как образование и здравоохранение, научная деятельность).
В США по итогам 2013 года доля сферы услуг (кроме транспорта и торговли) в ВВП составляет 56,2%, в городе Москве указанный показатель (в структуре ВРП) составляет 41,2%, а в Новосибирской области место сферы услуг в экономике только приближается к указанным значениям - 38,1%.


О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года

Рис.1. Сравнительная характеристика отраслевой структуры валового регионального продукта Новосибирской области, сложившейся в 2007 и 2016 годах

Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также обрабатывающие производства. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре ВРП области составляет более 70%, они вносят наиболее существенный вклад и в прирост объема ВРП. Немаловажное значение для экономики Новосибирской области имеет такой вид деятельности как строительство. При невысоком удельном весе в структуре ВРП (5-7%), его вклад в прирост ВРП в 2010-2014 годах составлял около 8% ВРП, что сопоставимо с вкладом транспорта и связи, который составил около 10% при удельном весе в структуре производства ВРП 13-19%. Очевидно, что снижение объемов строительной деятельности в 2015-2016 годах оказало негативное воздействие на динамику объема ВРП области.
В 2016 году объем фактического конечного потребления домашних хозяйств Новосибирской области составил 750,9 млрд. рублей, из него 635,8 млрд. рублей (84,7%) (в 2007 году - 85,2%) приходилось на потребление товаров и услуг населением за счет собственных доходов и 115,1 млрд. рублей (15,3%) (в 2007 году - 14,8%) - на потребление услуг здравоохранения, образования, культуры и других за счет средств государства и некоммерческих организаций, передаваемых домашним хозяйствам в виде социальных трансфертов в натуральной форме.
Изменение динамики Новосибирской области по показателям, характеризующим конечное потребление населения, является следствием снижения уровня благосостояния жителей области в последние годы, что подтверждается рядом социальных показателей. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в области превышает общероссийские показатели примерно на треть. Так, эта доля в 2017 году составила для Новосибирской области 17,2%, для РФ - 13,2%.
Номинальные среднедушевые денежные доходы населения выросли с 2007 года по 2017 год в 2,5 раза - с 10317 до 25230 рублей соответственно, что позволило региону по этому показателю занять 3 место в СФО, при этом относительно регионов РФ произошло снижение с 31 до 43 места. Почти 30% населения Новосибирской области - пенсионеры (более 800 тыс. человек). По среднему размеру назначенных пенсий (в 2017 году - 17599 рублей) Новосибирская область находится на 36 месте в РФ и на 6 месте в СФО.
В последние годы политика федерального центра и действия органов власти Новосибирской области по повышению заработной платы работников бюджетной сферы позволили снизить дифференциацию населения по доходам. Заработная плата в бюджетной сфере региона составляет более 90% от средней по области. Тем не менее в области сохраняются значительные межотраслевые и межсекторные различия в оплате труда. Традиционно высокая заработная плата в большинстве отраслей реального сектора экономики - базовых и высокотехнологичных отраслях промышленности, строительстве, транспорте и связи, а также в сфере финансов, государственного управления. Тогда как заработная плата в отраслях, обеспечивающих массовую занятость, а также в сферах, непосредственно работающих на формирование и развитие человеческого потенциала - в образовании, здравоохранении, культуре и других отраслях, предоставляющих социальные услуги, составляет от 50 до 80% от средней зарплаты по области.
За период с 2007 года по 2017 год среднемесячный номинальный размер заработной платы работников предприятий и организаций Новосибирской области увеличился в 2,7 раза, составив в 2017 году 32287 рублей. При этом реальный размер заработной платы с учетом роста потребительских цен в области за этот период увеличился в 1,4 раза.
Основным источником обеспечения благосостояния населения Новосибирской области является развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получения материального вознаграждения, соответствующего качеству и количеству затраченного труда. За последнее десятилетие численность трудовых ресурсов Новосибирской области изменилась незначительно, в основном за счет роста численности работающих лиц старше пенсионного возраста и трудовой миграции населения (в 2017 году численность трудовых ресурсов составила 1730,3 тыс. человек). Уровень безработицы, рассчитанный по методологии международной организации труда, снизился с 7,1% от численности рабочей силы в 2007 году до 6,0% в 2017 году. За этот же период значительно уменьшилась численность официальных зарегистрированных безработных граждан.
За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд. рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная из СФО занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в ВРП сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).
Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике Новосибирской области. На долю промышленности приходится 18,2% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19,4% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области. В структуре поступлений налоговых платежей во все уровни бюджетов РФ доля поступлений промышленных организаций составляет более 30%.
Удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.
Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.
Особое внимание в регионе уделяется развитию агропромышленного комплекса. Географическое положение Новосибирской области обусловливает ее континентальный климат, поэтому развивать сельское хозяйство области приходится в зоне рискованного земледелия. Производство продукции растениеводства находится в сильной зависимости от погодных условий. Несмотря на природные капризы, население области полностью обеспечено зерном и зернопродуктами, картофелем и овощами местного производства, молочными и мясными продуктами, яйцами. За период 2007-2017 годов на 33% увеличилось производство мяса (в живом весе), картофеля - на 22%, овощей - на 8%. По данным 2017 года среди регионов СФО Новосибирская область занимает 1 место по производству яиц, 3 - по производству молока, 2 - по производству мяса, 3 - по валовому сбору зерна.
В Новосибирской области отмечается высокая предпринимательская активность. На территории региона на начало 2018 года по данным Единого реестра субъектов МСП зарегистрировано свыше 146 тысяч субъектов МСП (с учетом индивидуальных предпринимателей). За последние семь лет оборот малых и средних предприятий вырос в 2,5 раза, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий Новосибирской области возросла на 10%.
Продолжают укрепляться позиции Новосибирской области как делового и торгово-логистического центра. На начало 2018 года финансово-кредитная система региона представлена 6 кредитными организациями (в том числе 2 небанковскими), 41 филиалом иногородних кредитных организаций, 625 структурными подразделениями. Область сохраняет высокий уровень институциональной обеспеченности - одно банковское учреждение обслуживает в среднем около 4,5 тыс. человек. Растет оборот оптовой торговли, по сравнению с 2007 годом он увеличился в 2,2 раза в сопоставимых ценах (в среднем по РФ в 1,3 раза, по СФО - в 1,6 раза) и составил в 2017 году 1 348 млрд. рублей - самый высокий показатель среди субъектов СФО, 6 место среди субъектов РФ. Объем несырьевого неэнергетического экспорта за период 2013-2017 годов составил 6,4 млрд. долларов США, но при этом на душу населения объем несырьевого неэнергетического экспорта в 2016 году - 0,5 тыс. долларов США, что значительно ниже, чем у соседних регионов СФО (Красноярский край - 1,5 тыс. долларов США).
В регионе сохраняется высокий уровень потребительской активности. Среди регионов СФО Новосибирская область стабильно занимает второе место по обороту розничной торговли после Красноярского края. По объемам оборота общественного питания в сравнении с другими регионами России Новосибирская область за период 2005-2017 годов поднялась с 23 на 14 место. Обеспеченность населения торговыми площадями увеличивается ежегодно. В 2017 году обеспеченность стационарными торговыми объектами на 1000 жителей в области составляла 1155 кв.м (при нормативе минимальной обеспеченности площадью торговых объектов 552 кв.м).
Растет обеспеченность инфраструктурой: произошло кратное увеличение плотности автомобильных дорог с твердым покрытием с 59 км дорог на 1000 кв. км территории (2007 год) до 111 км (2017 год). Пассажирские авиаперевозки выросли в 4 раза. Значительно сократилась доля аварийного и ветхого жилья - с 2,9% до 1,8%. Успешно решается проблема обеспеченности жильем. За последние 10 лет обеспеченность жилыми помещениями в среднем на одного жителя выросла на 22,9% к уровню 2007 года (20,1 кв.м) и составила 24,7 кв.м в 2017 году - это один из лучших результатов среди российских регионов. Обеспеченность жильем и его доступность для населения напрямую влияют на качество жизни, сказываются на темпах прироста населения, отражаются на его экономической культуре. В Новосибирской области ежегодно вводится большой объем нового жилья (за 2007-2017 годы введено почти 19 млн. кв.м жилья), застраиваются новые микрорайоны. По масштабам жилищного строительства Новосибирская область уверенно лидирует среди других регионов Сибири, город Новосибирск является одним из лидеров среди муниципальных образований РФ.
Основные показатели социально-экономического развития Новосибирской области в 2007 и 2017 годах, характеризующие тенденции развития, приведены в таблице 1.(2)
_________________________
(2) детальный анализ социально-экономического развития Новосибирской области в разрезе сфер деятельности за 2007-2017 годы приведен в приложении N 3 к настоящей стратегии;

Таблица 1.
Основные показатели социально-экономического развития
Новосибирской области в 2007 и 2017 годах(3)

_________________________

(3) информация приведена в соответствии с научно-исследовательской работой по теме «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», проведенной ФГБОУ ВО «НГУЭУ».


-

Показатели

2007

2017

Изменение

I

Развитие человеческого капитала
и социальной сферы

-

-

-

1.1

Среднегодовая численность населения, тыс. чел.

2645,0

2784,2

139,2 тыс. чел.
+5,3%

В СФО, %

13,5

14,4

+0,9 процентного пункта (далее - п.п.)

Место в СФО

3

2

+1 позиция

В РФ, %

1,9

1,9

-

Место в РФ

18

16

+2 позиции

В том числе городское население, %

76,2

79,0

+2,7 п.п.

1.2

Рождаемость на 1000 чел.

11,4

12,4

+1,0 п.п.

Место в СФО

11

6

+5 позиций

Место в РФ

44

22

+22 позиции

1.3

Смертность на 1000 чел.

14,7

12,9

-1,8 п.п.

Место в СФО

10

9

+1 позиция

Место в РФ

45

41

+4 позиции

1.4

Заболеваемость на 1000 чел. (с диагнозом, установленным впервые в жизни)

728,1

763,6

+35,5 п.п.
+4,9%

1.5

Численность рабочей силы, тыс. чел.

1378,7

1428,2

+49,5 тыс. чел.
+3,6%

1.6

Уровень занятости (отношение
численности занятого населения в возрасте 15-72 лет к общей численности населения соответствующей возрастной группы), %

61,0

64,4

+3,4 п.п.

Место в СФО

6

3

+3 позиции

Место в РФ

39

31

+8 позиций

1.7

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

10317

25313

+14996 руб.
+145,3%

Место в СФО (по текущей оценке)

5

2

+3 позиции

От среднего уровня по СФО, %

100,3

105,8

+5,5 п.п.

Место в РФ

31

44

-13 п.п.

От среднего уровня по РФ, %

81,9

80,6

-1,3 п.п.

1.8

Индекс человеческого развития

0,804

0,867(4)

Место в СФО

4

4

-

Место в РФ

19

20

-1 позиция

II

Развитие конкурентоспособной
экономики

2.1

ВРП, млрд. руб.

365,5

1084,6(5)

+719,1 млрд. руб.

+196,7%

2.2

ВРП на душу населения, тыс. руб.

138,2

391,4

+253,2 тыс. руб.
+183,2%

2.3

Основные виды экономической
деятельности в структуре ВРП, %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (A)

6,8

4,9

-1,9 п.п.

Обрабатывающие производства (D)

15,2

13,4

-1,8 п.п.

Строительство (F)

4,8

3,8

-1,0 п.п.

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (G)

17,7

16,8

-0,9 п.п.

Транспорт и связь (I)

16,0

17,2

+1,2 п.п.

Операции с недвижимым имуществом, предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки (К)

16,5

22,9

+6,4 п.п.

2.4

Инвестиции в основной капитал, в фактически действовавших ценах, млрд. руб.

89,5

175,6

+86,1 млрд. руб.
+96,2%

в сопоставимых ценах 2007 года

89,5

85,6

-3,9 млрд. руб.
-4,4%

к ВРП НСО, %

24,5

15,8

-8,7 п.п.

Место в СФО

4

4

-

Место в РФ

21

26

-5 позиций

2.5

Инвестиции в основной капитал на душу населения, тыс. руб.

33,8

63,1

+29,3 тыс. руб.
+ 86,7%

в сопоставимых ценах 2007 года

33,8

30,7

-3,1 тыс. руб.
-9,2%

Место в СФО

6

6

-

Место в РФ

39

50

-11 позиций

2.6

Внешнеторговый оборот товаров, млн. долларов США

2872,0

4284,1

+1412,1 млн. долларов США
+49,2%

В СФО, %

7,7

10,6

+2,9 п.п

Место в СФО

4

4

-

В РФ, %

0,55

0,73

+0,18 п.п.

Место в РФ

27

26

+1 позиция

2.7

Число предприятий и организаций

149660

122270

-27390
-18,3%

2.8

Число малых предприятий
на 10 000 населения
(включая микропредприятия)

102

296,5

+194,5 п.п.

От среднего уровня по СФО, %

161,4

207,6

+46,2 п.п.

Место в СФО

2

1

+1 позиция

От среднего уровня по РФ, %

159,0

200,2

+41,2 п.п.

Место в РФ

6

4

+ 2 позиции

2.9

Доходы консолидированного бюджета, млрд. руб.

72,4

157,1

+104,7 млрд. руб.
+117,0%

2.10

Собственные доходы бюджета на душу населения, тыс. руб.

23,6

49,9

+26,3 тыс. руб.
+111,4%

в ценах 2007 года

23,6

49,9

2.11

Энергоемкость ВРП НСО, тут/млн. руб.

26,6

9,4

-17,2 тут/млн. руб.
-64,7%

2.12

Удельное потребление электроэнергии в жилых домах на 1 человека, кВт ч

1025

1278

+253 кВт ч,
+24,7%

2.13

Валовое потребление природного газа в качестве моторного топлива (без субъектов малого предпринимательства), тыс. куб. м

-

634,0

-

_________________________
(4) данные за 2015 год;
(5) данные за 2016 год.



По показателям благосостояния Новосибирская область находится в середине списка регионов России. В рейтинге регионов по уровню жизни семей (РИА Рейтинг) область по итогам 2017 года заняла 42 место, поднявшись по сравнению с предыдущим годом на 7 мест.
Одним из обобщающих показателей развития человеческого капитала и социальной сферы можно считать индекс развития человеческого потенциала (далее - ИРЧП). В отношении Новосибирской области его значение выросло с 2005 года с 0,78 до 0,867 в 2015 году. При этом относительно других регионов Новосибирская область своего положения практически не изменила - по значению ИРЧП область переместилась с 19 на 20 место в РФ, а в СФО сохранила 4 место, уступая Томской области, Красноярскому краю и Омской области.
В рейтинге российских регионов по качеству жизни (РИА Рейтинг) Новосибирская область в 2017 году заняла 26 место, поднявшись на 2 места по сравнению с 2016 годом. В СФО по данному рейтингу область занимает 1 место (сводная информация о рейтинге Новосибирской области среди субъектов РФ приведена в приложении N 4 к настоящей стратегии).
По результатам социологического опроса(6) населения по оценке качества жизни в 2018 году получены следующие результаты. Городская среда и транспортная инфраструктура недостаточно развита и явно не соответствует требованиям современного мегаполиса и амбициям успешного региона. В Новосибирске и области низкое качество многих автодорог и общественных пространств, все еще сохраняется некоторый дефицит доступного и благоустроенного жилья (41,5% из числа опрошенных считают данный фактор проблемным).
_________________________
(6) социологические опросы проводились Strategy Partners Group во всех муниципальных районах и городских округах Новосибирской области. Всего было опрошено более 1600 жителей Новосибирской области.

Недостаточно высокопроизводительных рабочих мест для жителей, невысокая доступность рабочих мест (36,9% из числа опрошенных считают фактор проблемным). Особенно важным данный фактор является для жителей вне Новосибирской агломерации (48% из числа опрошенных считают фактор проблемным).
Несмотря на достижения в сфере оказания высокотехнологичных медицинских услуг, в регионе в целом высокий уровень смертности, в том числе в трудоспособных возрастах, и значительная доля взрослого населения сталкивается с проблемами здоровья, включая диабет и психические расстройства (56,7% опрошенных считают фактор проблемным). Жители дают низкие оценки качеству услуг, предоставляемых в больницах и поликлиниках, особенно за пределами Новосибирской агломерации, отмечают высокий уровень заболеваемости алкоголизмом.
Остаются серьезными проблемы повышенного уровня преступности, включая убийства и другие тяжкие преступления, не преодолены проблемы наркомании (28,1% из числа опрошенных считают данный фактор проблемным).
Жители области достаточно негативно оценивают экологическую ситуацию, отмечают загрязненность водоемов и лесных территорий, и констатируют, что своим поведением, в основном, усугубляют эту ситуацию (23,5% из числа опрошенных считают данный фактор проблемным).
Данные социологических опросов подтверждаются предложениями населения Новосибирской области по актуальным вопросам социально-экономического развития Новосибирской области, которые были направлены жителями региона в ходе разработки стратегии. Всего поступило более 4000 предложений граждан по развитию Новосибирской области. Наиболее важными сферами экономической деятельности жителями определены: здравоохранение, сельское хозяйство, транспорт и дорожное хозяйство, образование, жилищная сфера, промышленное производство, рынок труда и кадровая политика, экологическая безопасность.
В соответствии с опросами предпринимательского сообщества(7) в 2018 году одной из ключевых проблем является низкая доступность финансирования. Доля предпринимателей, испытавших сложности с получением кредита (доступностью заемных средств), составила 42,3% от числа опрошенных. Рынок небанковских финансовых услуг, включая страхование, лизинг, факторинг, значительно менее развит по сравнению с ведущими российскими финансовыми центрами. Руководители компаний в Новосибирской области по сравнению с другими субъектами РФ дают более позитивные оценки состоянию транспортной и инженерной инфраструктуры и транспортно-логистических услуг. При этом состояние автодорожной инфраструктуры рассматривается как наиболее проблемный аспект развития инфраструктуры. Кроме того, по мнению руководителей компаний наименее развитой сферой транспорта и логистики в регионе являются интермодальные перевозки. В сравнении с другими российскими регионами в Новосибирской области высоко развиты кластеры, а поставщики более многочисленны, что является преимуществом при выборе сырья. При этом охват компаниями цепочек создания ценности (дополнительной стоимости) сравнительно низкий, менее развита международная дистрибуция. Инновационный потенциал компаний оценивается высоко. Тем не менее компании недостаточно открыты для внешних инновационных идей, не проявляют активности в адаптации передовых технологий и мало инвестируют в НИОКР, менее интенсивно используют цифровые технологии.
_________________________
(7) опросы руководителей компаний Новосибирской области и других регионов РФ проводились Strategy Partners Group по международной методологии.
В целом позиции Новосибирской области в экономике России характеризуются данными, представленными в таблице 2.



Таблица 2.
Место (ранг) Новосибирской области в Российской Федерации по отдельным показателям, характеризующим социально-экономическое развитие в 2017 году(8)

_________________________
(8) информация приведена в соответствии с научно-исследовательской работой по теме «Разработка проекта стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года», проведенной ФГБОУ ВО «НГУЭУ».


Наименование показателей, характеризующих место Новосибирской области в рейтинге регионов РФ

Место

Общее место

26

1. Уровень доходов населения

Отношение денежных доходов населения к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг

46

Объем вкладов (депозитов) физических лиц в банках на одного жителя

14

Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума

59

Отношение денежных доходов 20% группы населения с наименьшими доходами к стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг

41

2. Занятость населения и рынок труда

Уровень безработицы

51

Среднее время поиска работы

56

Доля населения, ищущего работу более трех месяцев

63

3. Жилищные условия населения

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя

52

Доля ветхого и аварийного фонда в общей площади жилого фонда

30

Доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда

44

Доля коммунальных сетей (водопроводной, канализационной сети и тепловых и паровых сетей), нуждающихся в замене, в общей протяженности

25

4. Безопасность проживания

Число преступлений на 10 тыс. чел. населения

51

Количество потерпевших - физических лиц на 10 тыс. человек населения

53

Количество ДТП с пострадавшими на 10 тыс. единиц автомобильного транспорта

14

Смертность населения от внешних причин

23

Число травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин на 1000 чел. населения

48

5. Демографическая ситуация

Доля среднегодовой численности постоянного населения субъекта РФ в среднегодовой численности постоянного населения РФ

15

Коэффициент естественного прироста/убыли населения

33

Миграционный прирост (убыль) населения

9

6. Экологические и климатические условия

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных
и передвижных источников на единицу площади населенных пунктов

64

Оценка климата

60

Обеспеченность населения питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности

58

Затраты на охрану атмосферного воздуха на единицу выбросов

58

7. Здоровье населения и уровень образования

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

34

Смертность населения в трудоспособном возрасте

31

Младенческая смертность

38

Коэффициент перинатальной смертности

17

Общая заболеваемость всего населения

56

Доля населения в возрасте от 15 до 72 лет, имеющего высшее профессиональное образование

30

Доля населения в возрасте от 15 до 72 лет, не имеющего основного общего образования

47

8. Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры (объектами здравоохранения, образования, торговли, досуга)

8.1.Обеспеченность объектами образования

Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных учреждениях

69

Численность детей в дошкольных образовательных организациях на 100 педагогических работников

28

Численность обучающих в общеобразовательных организациях на 100 учителей

49

Доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, занимающихся в одну смену, в общей численности обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях

67

Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве

46

Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общей численности

29

8.2. Обеспеченность объектами здравоохранения

Численность врачей на 100 тыс. чел. населения

32

Численность среднего мед. персонала на 100 тыс. чел. населения

59

Нагрузка на врачей (количество посещений на одного врача)

21

Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений

73

Обеспеченность больничными койками на 100 тыс. чел. населения

16

Средняя занятость койки в году

70

Доля выездов бригад скорой медпомощи, доезжающих до места вызова в течение 20 минут

68

Доля выездов бригад скорой медпомощи, доезжающих до места ДТП в течение 20 минут

77

8.3. Обеспеченность объектами торговли

Обеспеченность торговыми площадями, квадратных метров торговой площади на 1 тыс. жителей

11

Доля современных торговых площадей в общей торговой площади

43

Оборот розничной торговли на одного жителя

44

8.4. Обеспеченность объектами досуга

Обеспеченность ресторанами и столовыми

61

Оборот общественного питания на одного жителя

37

Численность зрителей театров на 1000 чел. населения

10

Общее число мест в зрительных залах театров Минкультуры России на 100 тыс. чел. населения

56

Число посещений музеев на 1000 чел. населения

68

Единовременная пропускная способность объектов спорта

66

Количество спортивных сооружений на 100 тыс. чел. населения

66

Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения

62

Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности

68

9. Уровень экономического развития

Объем ВРП на душу населения

15 (9)

Объем производства товаров и услуг на душу населения

59

Абсолютный объем производства товаров и услуг

26

Объем инвестиций в основной капитал на одного жителя

55

Доля объема инвестиций в основной капитал в ВРП

62 (9)

Абсолютный объем инвестиций в основной капитал

30

Доля прибыльных предприятий

34

Доля собственных доходов в общем объеме доходов консолидированных бюджетов

14

Объем оборота оптовой торговли на душу населения

6

Грузооборот автомобильного транспорта организаций всех видов экономической деятельности

26

10. Уровень развития малого бизнеса

Количество малых предприятий (включая микропредприятия)

5

Оборот малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на одного жителя

15

Суммарный оборот малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей

11

Объем инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей в расчете на одного жителя

21

Суммарный объем инвестиций в основной капитал малых и микропредприятий и индивидуальных предпринимателей

7

Доля занятых в малом бизнесе и индивидуальном предпринимательстве в общей численности рабочей силы

3

11. Освоенность территории и развитие транспортной инфраструктуры

Плотность автомобильных дорог общего пользования

58

Доля автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, отвечающих нормативным требованиям

19

Удельный вес автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования

47

Плотность железнодорожных путей общего пользования

60

Количество АЗС на 100 км автомобильных дорог

49

12. Уровень инновационного развития

Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в ВРП

27 (9)

Доля внутренних затрат на научные исследования и разработки в ВРП

8 (9)

Инновационная активность (удельный вес организаций, осуществляющих технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций)

36

Место региона в рейтинге инновационных регионов России по уровню инновационной активности

5

Коэффициент изобретательской активности (число отечественных патентных заявок на изобретения, поданных в России, в расчете на 10 тыс. населения)

11


_________________________
(9) данные приведены за 2016 год.

1.1.2. Оценка конкурентных особенностей Новосибирской области:
потенциал и факторы развития, проблемы и угрозы


Важнейшей составной частью разработки стратегии долгосрочного развития Новосибирской области является оценка стартовых условий, конкурентных позиций и специфических особенностей региона, выделяющих его среди остальных субъектов РФ и субъектов СФО.
Специфику региона определяют следующие основные конкурентные преимущества (сильные стороны) Новосибирской области.
Преимущество 1. Главное преимущество и специфику области определяют благоприятные условия для развития инноваций. Развитый сектор научных исследований, представленный уникальной даже по мировым масштабам концентрацией научно-исследовательских институтов Российской академии наук. По оценке руководства страны Сибирское отделение Российской Академии наук, ядром которого является Новосибирский научный центр, безусловно, находится на передовых рубежах отечественной, а по ряду направлений и мировой науки. Уже сегодня портфель готовых к практическому использованию научных разработок новосибирских ученых позволяет обеспечить прорывные технологии в ряде важнейших секторов российской экономики. Влияние новосибирского научного сегмента на все стороны развития региона трудно переоценить. Это проявляется в особом, уникальном имидже города Новосибирска и всего региона как важнейшего центра науки, имеющего мировую известность. Новосибирский Академгородок является крупнейшим потенциальным источником инноваций. В регионе создана эффективная инфраструктура для коммерциализации разработок: Научно-технологический парк Новосибирского Академгородка, Научно-технологический парк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово Новосибирской области, Инновационный Медико-Технологического Центр (ИМТЦ), Медицинский промышленный парк, Промышленно-логистический парк, а также бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования и прототипирования, инжиниринговые центры, региональные институты развития и другие. На базе ИТ-направления был создан Инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий.
На его основе, усиленной еще одним направлением - высокотехнологичной медициной, создан Научно-производственный кластер «Сибирский Наукополис», ставший одним из победителей конкурсного отбора Минэкономразвития России - участников приоритетного государственного проекта «Развитие инновационных кластеров - лидеров инвестиционной привлекательности мирового уровня».
Преимущество 2. Развитый человеческий капитал. Развитая система образования. Креативность научного сообщества в существенной степени влияет на общий высокий интеллектуальный уровень населения региона. Являясь образовательным центром мирового уровня, Новосибирская область обладает огромным потенциалом в сфере высшего и профессионального образования, благодаря наличию лидирующих школ и конкурентоспособного на международном уровне исследовательского университета, что существенно усиливает ее конкурентные преимущества в сфере образования по сравнению с другими регионами России и странами мира.
Преимущество 3. Новосибирская область обладает диверсифицированной структурой экономики, наличием конкурентных рынков. Область практически независима от нефтегазовых источников бюджетных доходов, от доходов от добычи и переработки других полезных ископаемых. С одной стороны, это негативно сказывается на финансовых ресурсах региона. С другой стороны, отсутствие на территории области крупных месторождений невоспроизводимых природных ресурсов и соответствующая структура экономики снимают необходимость перепрофилирования хозяйства региона в долгосрочной перспективе ввиду истощения этих запасов. Новосибирская область не «привязана» ни к одной крупной вертикально интегрированной компании, и поэтому нет риска потери от перерегистрации крупных бизнес-структур, в существенной степени определяющих наполнение консолидированного бюджета Новосибирской области. То, что доходная часть бюджета региона формируется из множества источников, снижает потенциальные финансовые риски и обеспечивает большую стабильность при его формировании.
Преимущество 4. Выгодное «центральное» транспортно-географическое положение Новосибирской области (расположение в центре России на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, граничное положение с Республикой Казахстан, относительная близость к северным территориям Китайской Народной Республики, доступ в Среднюю Азию).
Срединное положение в Южной Сибири в окружении Омской, Томской и Кемеровской областей и Алтайского края при современном уровне транспортных средств и магистралей делает Новосибирскую область ядром экономической активности макрорегиона (центром Сибирской конурбации).
Развитая межрегиональная маршрутная сеть и транспортная инфраструктура авиационного и железнодорожного сообщения, конкурентоспособный транспортно-логистический комплекс и ведущие транспортные компании позволяют говорить о высоком потенциале региона стать крупнейшим в азиатской части страны логистическим и распределительным центром, укрепить позиции региона как крупного экспортирующего центра.
Преимущество 5. Привлекательный образ города Новосибирска, являющегося по многим позициям центром притяжения для населения из соседних регионов и в целом для азиатской части России. Новосибирск занимает третье место в перечне крупнейших городов РФ - основная точка миграционного прироста за Уралом; он популярен у туристов, приезжих, в городе аккумулируются финансовые ресурсы. Среднедушевые расходы населения продолжают превышать среднедушевые доходы в основном за счет «миграции» капиталов от нерезидентов. Высокий инвестиционный спрос на жилую и коммерческую недвижимость, в том числе из других регионов, стал драйвером строительного бума 2012-2016 годов. Город Новосибирск - формальная (в нем расположено представительство Президента Российской Федерации в СФО) и неформальная столица Сибири. В городе Новосибирске расположены знаковые не только для области, но и для всей Сибири объекты современного искусства, культуры - Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (НОВАТ), Новосибирская государственная филармония, Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило, аквапарк, Международный выставочный комплекс «Новосибирск Экспоцентр», крупные торгово-развлекательные комплексы, привлекающие как жителей, так и гостей города и области.
Преимущество 6. Высокая предпринимательская активность. Новосибирская область является самым привлекательным регионом СФО для старта и ведения бизнеса.
Значительная роль предприятий малого и среднего бизнеса в экономике региона позволяет характеризовать Новосибирскую область как регион, имеющий высокое качество делового климата и потенциальные возможности стать лидером по развитию малого и среднего предпринимательства России.
Преимущество 7. Новосибирская область имеет значительные успехи в оказании высокотехнологичных видов медицинской помощи. В регионе на основе взаимодействия сильного профессионального состава медицинских учреждений и развитой инфраструктуры в виде системы специализированных медицинских центров и клиник сформирован мощный центр федеральной и межрегиональной значимости по оказанию высокотехнологичных видов медицинской помощи в области диагностики и лечения сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, что позволяет выделять регион, как центр оказания медицинских услуг мирового уровня, экспортирующий в том числе медицинские технологии.
Таким образом, Новосибирская область объективно характеризуется сегодня самым мощным научно-образовательным, инновационным, институциональным, инфраструктурным и культурным потенциалом. Это позиционирование влияет не только на межрегиональные позиции области в общероссийской экономической системе, но и на ее значимость в мирохозяйственных связях.
Серьезными и специфическими проблемами (слабыми сторонами) развития Новосибирской области являются следующие проблемы.
Проблема 1. Недостаточная экономическая и инвестиционная активность не позволяет обеспечить эффективную реализацию человеческого потенциала региона и создать достаточное число высокопроизводительных рабочих мест. Новосибирская область уступает другим крупным регионам по развитости несырьевого экспорта. Инвестиционная активность находится на низком уровне, при наличии высокой степени износа основных фондов, что на фоне усиливающейся конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов, а также с учетом высокой стоимости заемных средств для развития производств и освоения новой продукции является серьезной проблемой, сдерживающей динамичное экономическое развитие Новосибирской области.
Проблема 2. Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.
Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.
Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.
Проблема 3. Недостаточно развитая городская среда, невысокий уровень развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, не соответствующий требованиям современного мегаполиса и амбициям успешного региона, включая низкое качество многих автодорог и общественных пространств в городе Новосибирске и области. В Новосибирской области наблюдается сильная загруженность основных транспортных артерий города Новосибирска при резко возросшем парке легкового автотранспорта и одновременно слабое развитие транспортной сети в сельских районах.
Проблема 4. Недостаточный уровень благосостояния населения. Сохраняется отставание размера заработной платы и среднедушевого денежного дохода в Новосибирской области от среднероссийского уровня. Уровень бедности в Новосибирской области превышает среднероссийский, по итогам 2017 года доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составила 17,2% (по РФ - 13,2%).
Данное превышение обусловлено, в том числе, более высокой стоимостью жизни в регионе, высокой величиной прожиточного минимума (за счет повышенных для данной природно-климатической зоны норм потребления, более высоких потребительских цен, характерных для крупных мегаполисов, каким и является город Новосибирск), а также значительной дифференциацией населения по уровню доходов за последние 20 лет.
Проблема 5. Несбалансированность территориального развития. Высокий уровень дифференциации социального развития и экономического потенциала на территории Новосибирской области, концентрация экономической активности в Новосибирской агломерации при относительно слабом развитии остальных территорий Новосибирской области могут ограничивать динамичное развитие региона.
По результатам комплексной оценки факторов долгосрочного развития Новосибирской области определены следующие возможности для развития региона.
В текущих условиях в России всего два центра (г. Москва и г. Санкт-Петербург) по масштабу инновационной активности могут быть названы ведущими мировыми центрами развития инноваций. В рейтинге инновационных регионов России 2017 года Новосибирская область заняла 5 место, войдя в группу регионов - «сильные инноваторы». Наиболее высокие позиции область заняла по показателю научных исследований и разработок (4 место) и инновационной активности региона (3 место). На долю Новосибирской области приходится примерно треть всех затрат на НИОКР в СФО, что ставит Новосибирскую область на первое место в регионах СФО и на шестое - в РФ по затратам на НИОКР.
За период 2010-2016 годов затраты российских добывающих компаний на технологические инновации демонстрировали среднегодовой темп прироста 17%, несмотря на спад экономической активности. При этом наблюдается высокая доля импортных технологических инноваций, которая в 2016 году составила порядка 40%. В то же время проводится политика повышения инновационного уровня добывающих компаний, например, стимулируется разработка компаниями собственных программ инновационного развития, предусматривающих технологическое импортозамещение. Доля инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженных товаров Новосибирской области выше среднероссийского уровня и значительно выше среднего уровня по СФО. Таким образом, Новосибирская область может стать центром импортозамещения технологических инноваций для добывающих предприятий Сибири, при этом возможна кооперация с научными учреждениями соседних регионов (например, Томский политехнический университет является одним из российских центров НИОКР в добывающей промышленности).
Всего несколько российских региональных инновационных центров могут в ближайшие 5-10 лет стать значимыми на мировом уровне: в первую очередь, Новосибирская область. При условии сфокусированной политики Новосибирская область может добиться высоких результатов в долгосрочной перспективе.
Возможность 1. Капитализация интеллектуального потенциала и создание условий для высокой инновационной активности, включая привлечение центров НИОКР международных компаний, стимулирование технологического предпринимательства, будут способствовать формированию на территории Новосибирской области Сибирского инновационного хаба международного уровня (Академгородок 2.0).
Возможность 2. Возникновение новых продуктов, рынков и неконкурентных ниш, формирование решений (технологий) и ускоренная адаптация современных технологий ведущими новосибирскими компаниями позволит Новосибирской области стать центром компетенций в сфере индустрии 4.0, в области цифровизации секторов экономики (в сферах управления транспортом, городским хозяйством, государственного управления, здравоохранения и образования), освоения природных богатств Сибири (включая биоресурсы и полезные ископаемые) в сотрудничестве с образовательными организациями высшего образования и научными центрами других регионов (Красноярский край, Томская область).
По состоянию на 2018 год почти все пассажирские авиарейсы из Сибирских регионов в города европейской части проходят через Москву. Из-за этого длительность многих рейсов между крупными городами в 2 раза превышает оптимальную. Президент Российской Федерации В.В. Путин в апреле 2018 года поставил перед Правительством Российской Федерации задачу расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиарейсов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних перелетов, что означает почти четырехкратный рост пассажиропотока прямых межрегиональных рейсов. В соответствии с инвестиционными планами Новосибирского аэропорта в новый терминал внутренних линий площадью 100 тыс. кв.м планируется вложить порядка 15 млрд. рублей, что сделает аэропорт Толмачево крупнейшим по площади региональным аэропортом РФ. Планируется, что объем трансфертного пассажиропотока аэропорта Толмачево вырастет с 20% до 50% от всего объема, что сделает город Новосибирск ключевым узлом прямого межрегионального авиасообщения.
За период 2010-2016 годов совокупный торговый оборот регионов СФО вырос почти в два раза, СФО необходим крупный логистический хаб. Новосибирская область по объему оборота оптовой торговли занимает лидирующие позиции среди субъектов СФО. В Новосибирской области уже создаются крупные логистические и торгово-распределительные объекты, предназначенные для обслуживания соседних регионов, например, логистический центр Почты России и оптово-распределительный центр холдинга «Росагромаркет». Доля Новосибирской области в общем объеме торговли РФ с Китаем выросла в полтора раза за период 2015-2017 годов и составляет 1,5%. При этом реализуется совместная инициатива Китая и РФ по созданию автотранспортного коридора без обязательной перегрузки товара на территории Китая, отправной точкой которого должен стать город Новосибирск. Таким образом, Новосибирская область может привлечь торговые потоки с Китаем на свою территорию и стать важным торговым узлом между Европейской частью России и азиатскими странами. Новосибирская область может стать крупнейшим логистическим хабом в СФО, обеспечив регионам СФО торговую связь с другими округами РФ.
Возможность 3. Формирование специализированной инфраструктуры для выхода на рынки центральных регионов России и европейских стран, стран Средней Азии и западного Китая, в перспективе в Индию и Пакистан, включая развитие транспортно-логистических и внешнеторговых услуг и интеграцию в цепочки добавленной стоимости транзитных грузов, позволит Новосибирской области стать логистическим и торговым хабом для регионов южной Сибири и Восточного Казахстана.
Предпринимательство в СФО стремительно развивается, причем наибольший прирост наблюдался в 2016 году. Среднегодовой темп прироста предпринимательской активности Новосибирской области один из самых высоких в СФО - 9%. Новосибирская область уже сейчас является самым привлекательным регионом СФО для старта и ведения бизнеса. Это единственный регион СФО, который вошел в топ-20 рейтинга инвестиционного климата АСИ, оценивающего регуляторную среду, институты и инфраструктуру для бизнеса, а также поддержку малого предпринимательства. В Новосибирской области активно принимаются новые инициативы по повышению привлекательности региона для начинающих предпринимателей - в регионе действуют более пяти бизнес-инкубаторов и акселераторов, что является самым высоким показателем в СФО, а для участия в них приезжают основатели проектов из различных городов Сибири. Конкурентные преимущества по привлекательности Новосибирской области для предпринимателей должны укрепляться и использоваться для создания в регионе предпринимательского хаба Сибири.
Возможность 4. Укрепление конкурентных преимуществ региона для развития малого и среднего предпринимательства позволит Новосибирской области стать Сибирским предпринимательских хабом, ключевым и наиболее привлекательным регионом для начинающих предпринимателей из регионов Сибири и Дальнего востока.
Объем рынка медицинского туризма составлял от 45 до 72 млрд. долларов США. В 2015 году рынок медицинского туризма демонстрировал рост на 25% в год. В 2016 году расходы граждан Китая на медицинский туризм составили порядка 4 млрд. долларов США, при этом почти половина данной суммы была потрачена на лечение серьезных заболеваний и проведение сложных операций. В Новосибирской области стоимость медицинских услуг, включая сложные операции, значительно ниже, чем в ключевых странах - направлениях медицинского туризма.
В период с 2018 по 2023 годы совокупное число выпускников казахстанских средних школ, обучавшихся на русском языке, составит более 200 тыс. человек, 70% из которых намереваются получить высшее образование. Новосибирская область, уже являясь традиционным направлением для абитуриентов из Восточного Казахстана, может стать таковой для абитуриентов из остальных регионов Казахстана и Северо-Западного Китая. Новосибирская область является одним из ведущих центров образования в России, а федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский национальный исследовательский государственный университет» занимает 250 место в мировом рейтинге вузов по версии QS World University Ranking 2018. Образовательные организации высшего образования, расположенные на территории Новосибирской области, востребованы среди иностранных студентов - уже сейчас в них обучается 10 тыс. иностранцев.
Возможность 5. Дальнейшее ускоренное развитие технического университетского образования и высокотехнологичных медицинских услуг позволит Новосибирской области стать центром экспорта услуг образования и здравоохранения для жителей Сибири, Казахстана, Средней Азии и Западного Китая.
Отмеченные выше благоприятные возможности перспективного развития Новосибирской области могут снижаться под воздействием следующих внешних и внутренних потенциальных угроз.
Угроза 1. Ограничение возможностей для экономического развития при усилении санкций, недостаточная экономическая и инвестиционная активность, в том числе по причине роста конкуренции российских регионов за привлечение финансовых ресурсов и инвестиций, не способствующие эффективной реализации человеческого потенциала региона и созданию достаточного числа высокопроизводительных рабочих мест.
Угроза 2. Ограниченные возможности сбыта на внутреннем рынке по причине низкой емкости регионального рынка, возможного снижения платежеспособного спроса, а также из-за ценовой конкуренции с продукцией невысокого качества из других регионов России и Китая.
Угроза 3. Утрата интеллектуального лидерства и потеря компетенций во многих научных направлениях, в связи с низким спросом на инновации в регионе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
Угроза 4. Дальнейший неконтролируемый рост сферы торгово-посреднических услуг без надлежащего увеличения их качества, приводящий к острой конкуренции за трудовые и финансовые ресурсы, земельные площади и так далее, ослаблению возможностей развития секторов материального производства экономики региона и усилению социального расслоения общества.
Угроза 5. Возможный бурный экономический рост других регионов России, что в условиях общего дефицита трудовых ресурсов может вызвать потенциальную угрозу перелива в эти регионы квалифицированных кадров из Новосибирской области (в случае предоставления им гарантий более высокой оплаты труда или обеспечения жильем).
Угроза 6. Ускоренное развитие Новосибирской городской агломерации без надлежащей поддержки и гармоничного развития других территорий и сельских поселений области.
Угроза 7. Утрата городом Новосибирском привлекательности среди сибирских городов в результате не решения задач по: снижению уровня преступности, повышению качества услуг здравоохранения и созданию комфортной и современной городской среды.
Угроза 8. Утрата лидерства в логистике и дистрибуции без проактивного опережающего развития транспортно-логистической инфраструктуры специализированных услуг и при сохранении на низком уровне технологического развития и компетенций местных компаний.
Угроза 9. Усиление конкуренции за человеческие ресурсы. Общемировая тенденция старения населения характерна и для Новосибирской области. Учитывая сложившуюся половозрастную структуру, увеличиваются доли категорий населения младше и старше трудоспособного возраста, что в свою очередь приводит к увеличению нагрузки на трудоспособное население.
С 2006 года в Новосибирской области отмечается сокращение численности населения трудоспособного возраста (мужчин в возрасте 16-59 лет и женщин в возрасте 16-54 лет). На начало 2018 года доля населения трудоспособного возраста в общей численности населения составила 56,3%, сократившись на 0,7 п.п. (на 15,4 тыс. человек) по сравнению с началом 2017 года. Доля населения старше трудоспособного возраста на начало 2018 года, наоборот, возросла по сравнению с началом 2017 года на 0,3 п.п. (на 12,7 тыс. человек) и на 3,2 п.п. (на 116,4 тыс. человек) по сравнению с 2010 годом.
Отмеченные потенциальные угрозы имеют разную степень вероятности и влияния на развитие региона в отдельные временные промежутки. Большинство из них имеет внешний по отношению к Новосибирской области характер.
В целом проведенный анализ позволяет сделать следующий вывод: хотя не по каждому отдельному направлению социально-экономического развития Новосибирская область сможет занять лидирующее место как в масштабах Сибири и России, так и на мировом уровне, в долгосрочной перспективе, принципиально важна именно совокупность всех потенциальных точек ее роста. Именно взаимосвязанность и взаимодополняемость всех потенциальных источников роста (ресурсы; территория; достигнутый уровень, структура и перспективы производства; научно-образовательный потенциал и другие) существенно повышают общую конкурентоспособность Новосибирской области и дают шанс динамичного развития.
Анализ социально-экономического развития Новосибирской области с выявлением сильных и слабых сторон развития региона, возможных угроз развитию области и определением возможностей развития Новосибирской области представлен в таблице 3.

Оглавление
Поиск в тексте